Согласно ставшему крылатым высказыванию участницы советско-американского телемоста 1986 года, в СССР секса не было. Не было и многих сопутствующих ему вещей, например красивого белья. Почему так получилось, как белье эволюционировало за время, прошедшее после революции и до самого развала Союза, и кто на это повлиял, можно узнать, ознакомившись с выставкой «Трусы счастья.
Эволюция советского женского белья», которую регулярно проводит Екатеринбургский музей советского быта «Сделано в СССР».По мнению историка моды Александра Васильева, советское нательное белье носилось исключительно с утилитарной целью. «У меня самое негативное отношение к советскому нижнему белью. Оно было с начесом, теплое, рассчитано на зимние месяцы, и у него была функция — согреть советскую женщину, чтобы она не теряла функцию матери. С этим белье справлялось, но оно было полностью лишено сексуальности», — объясняет Васильев.
Ему вторит директор музея Ирина Светоносова: «Женское нижнее белье времен СССР не предназначалось для красоты и соблазнения. Никакой эротики! Главное, чтобы было гигиенично, практично и тепло».
И все же со временем белье эволюционировало. И немалую роль в этом процессе сыграла министр культуры СССР Екатерина Фурцева.
Благодаря ей расширился размерный ряд бюстгальтеров. До 50-х годов ГОСТ на лифчики предусматривал только три первых размера, до 70-х — шесть. «В них не регулировался ни объем, ни бретельки», — рассказывает Ирина Светоносова.
На одном из заседаний Политбюро ЦК КПСС Фурцева заявила: «Каждая советская женщина имеет право на качественный бюстгальтер!», и размерный ряд этого деликатного предмета вырос до девяти.
Разумеется, не было никаких пуш-апов. Зато был их в некотором роде прообраз — бюстгальтеры-торпеды специфической конусовидной формы. «Редко у какой женщины форма груди такая, поэтому в конце остается пространство и туда надо что-то подкладывать, чтобы чашечка не сминалась: носок, тряпку, платок…» — говорит Ирина.
Благодаря Фурцевой произошел еще один качественный скачок в производстве белья — появились капроновые колготки. Екатерина Алексеевна организовала встречу Никиты Хрущева с выдающимся химиком Николаем Семеновым, на которой советского лидера убедили в необходимости внедрения химии в легкой промышленности.
Первые колготки и чулки были без эластана и морщились. Чтобы этого не происходило, чулки цепляли резинками к поясам или даже пришивали к трусам. А пришедшие на смену капрону нейлоновые колготки хранили в холодильнике — считалось, что это делает их прочнее.
Возможно, с именем Фурцевой связан и провал советского белья на международной арене. Теперь уже сложно сказать точно, она ли пригласила бывшего друга Советского Союза Ива Монтана на выставку легкой промышленности, когда он приезжал на третий Московский международный кинофестиваль, или он сам случайно туда попал — свидетельства расходятся. Как бы то ни было, впечатленный увиденным, Ив Монтан накупил несколько чемоданов советского исподнего, выбирая чего пострашнее. А вернувшись в Париж, устроил из этого выставку, на которой французы глумились над несчастными советскими женщинами. Встречается мнение, что это послужило причиной последовавшего затем запрета на трансляцию записей шансонье в советском эфире.
Выставку «Трусы счастья» периодически повторяют, в ее программу входит показ экспонатов музея моделями в стилистике, соответствующей эпохе. А ее эпатажное название — неспроста: так в обиходе говорили о свободных сатиновых панталонах.
(По материалам сайта sobesednik.ru)
Свежие комментарии