Россиянам, пользующимся банковскими картами, нужно держать ухо востро. Аферисты, профессионально занимающиеся «разводом» по телефону, усовершенствовали схему своей «работы». По сути, речь идет о новом способе мошенничества, который намного эффективнее для преступников и опаснее для их жертв, уверены банкиры.
О новом методе хищений рассказал столкнувшийся с ним директор Банковского института НИУ ВШЭ Василий Солодков. Преступники звонят, сообщают о том, что поступило заявление на закрытие карты, и приглашают прийти в отделение банка для завершения процедуры, а пока что предлагают перевести деньги на «безопасный» счет. Далее схема не отличается от применявшихся прежде — звонящий просит продиктовать реквизиты.
В Центробанке и крупных банках об этом виде мошенничества уже знают. Причем в ВТБ не считают его принципиально новым — основные элементы аферы те же: звонок якобы из банка и выяснение персональных данных для проведения несанкционированной операции. «Иными словами, предлагают сделать глупость, чтобы заполучить деньги», — пояснил представитель пресс-службы ВТБ.
Однако все эксперты сходятся в одном — усовершенствованная афера намного опаснее. «Закрытие счета — вроде бы безобидная операция, злоумышленники для разнообразия могут использовать этот предлог для начала разговора и выуживания информации. В какой-то момент клиенту предложат перевести деньги на некий «безопасный счет», не уточняя, что этот счет принадлежит совершенно другим людям. Ряд доверчивых граждан могут пострадать, согласившись на такое предложение», — объясняет начальник управления клиентского опыта «БКС Премьер» Екатерина Тихонова.
Мошенники постоянно модифицируют «скрипты» — сценарии разговора с жертвой. «О прежней «наживке» — сообщении о хищении денег с карты — знают уже очень многие. А это значит, что мошенникам сложнее создать эффект неожиданности, вывести человека из равновесия, войти в доверие и получить необходимые данные», — говорит Тихонова. «Представиться они могут кем угодно: от сотрудников служб безопасности банков, в том числе ЦБ, до социальных служб, пенсионного фонда, представителей СМИ, фонда изучения общественного мнения и так далее», — подтверждает директор департамента информационной безопасности Московского кредитного банка (МКБ) Вячеслав Касимов.
Излагаемая злоумышленниками легенда сравнительно правдоподобна. Маленькие банки действительно иногда звонят своим клиентам с подобными сообщениями. «Подобный случай был у моей знакомой. Ей позвонили из банка с сообщением, что отделение закрывается, поэтому ей нужно продиктовать дополнительную информацию, чтобы перевести обслуживание в выбранное ею место. После проверки оказалось, что ей действительно звонили из банка. В некоторых организациях различные отделения даже не видят состояние счета, который открыт в другом месте», — рассказал сотрудник кредитно-финансовой организации.
Выходит, правило «Ваш банк вам не звонит» верно не всегда. И все же уберечься от мошенничества можно, и это несложно. Достаточно четкого соблюдения принципов, о которых рассказала директор Центра развития продуктов и сервисов для зарплатных клиентов ПСБ Екатерина Матвеева.
(По материалам сайта iz.ru)
Свежие комментарии