Сейчас только и слышно об изоляции Рунета. На днях Владимир Путин подписал соответствующий закон, повергший многих в панику: неужели нас отрежут от остальной планеты, как Северную Корею?
На самом деле этот закон призван обеспечить не изоляцию, а автономную работу Рунета в случае враждебных действий наших заокеанских партнеров.
Так уж вышло, что интернет зародился в США, и основные объекты сетевой инфраструктуры расположены там и в Западной Европе.Все могло быть совершенно иначе, если бы глобальная сеть начала свое развитие с нашей страны. Тем более все предпосылки к этому были.
В 1950-е, когда кибернетику считали «продажной девкой империализма», а ЭВМ функционально были не более чем калькуляторами, только очень большими, молодой инженер Анатолий Китов осознал, что в будущем компьютеры будут играть важнейшую роль в жизни людей. Эта идея подтолкнула его к написанию научного труда под скучным названием «Электронные цифровые машины», в котором он впервые в мире предложил соединить в сеть множество ЭВМ.
Первоначальной задачей советской сети ученый видел чисто экономическую. Общегосударственная автоматизированная система учета и обработки информации (ОГАС), как он назвал свой проект, должна была собирать информацию с предприятий в разных уголках нашей необъятной Родины, анализировать ее и эффективно планировать. Позже Анатолий Китов развил свою идею и обозначил будущую сеть как многоцелевую: предполагалось, что в мирное время она будет просчитывать планово-экономические показатели народного хозяйства, а в случае нападения вероятного противника переключится на оборонку (военный инженер Китов защитил диссертацию по программированию траектории баллистических ракет).
Соответствующее предложение он отправил письмом Хрущеву.Докладывая о своем проекте, ученый не обошелся без критики существовавшей системы государственного управления в стране. К тому же примерно в то же время одну из его статей опубликовали в США. Кибернетик впал в немилость – его сняли с должности и исключили из партии.
Но идею не забыли – у нее к тому времени было немало последователей. Шутка ли: все советские ЭВМ, объединенные вместе, обрели бы колоссальную вычислительную мощность. Это был бы гигантский шаг вперед, оставлявший далеко позади США в кибернетической гонке.
В 1962 году в журнале «Коммунист» вышла статья одного из единомышленников Китова, физика Александра Харкевича. В ней он вывел получивший позже его имя закон: «Количество информации растет, по меньшей мере, пропорционально квадрату промышленного потенциала страны» и предложил взвалить на компьютерные сети все экономическое планирование. При этом автор, по сути, изложил основные принципы современного интернета. Другой ученик Китова, академик Виктор Глушков, добился того, чтобы проект был одобрен премьером Косыгиным.
Закипела работа по созданию АСУ и их объединению. Проектанты смотрели в перспективу: им уже грезились банковские переводы и начисление зарплат при помощи сети, и это в 1960-е годы! На успехи советских ученых обратили внимание за океаном. Советник Кеннеди предупреждал патрона, что если СССР создаст «замкнутые системы связи, в которые будут включены самообучающиеся вычислительные машины», Америке несдобровать. В ЦРУ даже спецподразделение сформировали по изучению «советской кибернетической угрозы».
Увы, наполеоновским планам советских кибернетиков не суждено было сбыться. Реализация проекта требовала астрономических средств – по разным оценкам, от 20 до 40 миллиардов рублей – еще тех, полновесных. К тому же работе активно противостояли чиновники, резонно опасавшиеся, что искусственный интеллект легко их заменит. Кроме того, ОГАС могла легко выявлять злоупотребления и приписки.
В таком «полуживом» состоянии проект просуществовал порядка 20 лет. На предприятиях и в ведомствах были созданы АСУ, но до их объединения дело не дошло. С началом перестройки и вовсе стало не до этого, и про «советский интернет» благополучно забыли.
(По материалам сайта aif.ru)
Свежие комментарии